Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Берёзка"
В гостях у Бабы Яги
Составила: Захаренко Н.В.,
учитель – логопед
пгт. Промышленная 2012
Цель. Формирование грамматических категорий и познавательных способностей.
Задачи:
– продолжить работу по коррекции артикуляционной и мелкой моторики;
– продолжать развитие навыков анализа и синтеза слов, словообразования;
– воспитывать доброжелательность и взаимопомощь
Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, массажные мячики су-джок, прищепки, мяч резиновый, картинки с изображением животных, изображение трехэтажного дома, картинки с изображением хвостов и голов животных, таблицы со словами и предложениями, сюжетные и предметные картинки, игрушки-животные, избушка Бабы Яги.
Логопед. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный лес, в гости к Бабе Яге. Там живут дикие животные, домашние животные и даже заморские. Так что нас ожидают необычные встречи и приключения. Эта Баба Яга добрая, она учит зверей в лесной школе. Пойдемте скорее. Вот и домик Бабы Яги, смотрите, она нас уже ждет. Не забудьте поздороваться. Здравствуй, Баба Яга.
Баба Яга. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас у себя. Вот сижу одна, читаю, а проблем-то в лесу у меня много. Пришел ко мне жить петух, но он не поет. Сидит целый день, повесив голову, такой грустный, грустный. Боюсь, как бы не заболел.
Логопед. Баба Яга твоему петушку надо делать гимнастику для языка и голоса, и тогда он будет петь. Мы могли бы его научить, но для этого нам нужны зеркала, ведь гимнастику для языка надо выполнять перед зеркалом.
Баба Яга. Ой, у меня где-то есть зеркала, я пойду, поищу.
Логопед. Пока Баба Яга ищет зеркала, мы с вами сделаем гимнастику для шеи и плеч. Вот и зеркала, мы с ребятами будем выполнять упражнения, а петушок пусть учится у ребят, запоминает упражнения. Ребятки, вы старайтесь выполнять упражнения хорошо, а то петушок не научится кукарекать. (комплекс артикуляционных упр.) А теперь гимнастика для голоса. (Мы знаем гласные звуки и т.д.) Теперь пусть петушок сам выполняет все упражнения, которые мы ему показали.
Баба Яга. Ребята, хотите, я покажу вам лес? Ну, тогда в путь. Идите за мной и не отставайте.
На пути сидит медведь и не хочет нас пропустить. Я знаю, этот медведь очень любит, чтобы ему дарили подарки.
Логопед. Медведь любит только те предметы, в названии которых есть звук [М]. На столе лежат картинки с изображением различных предметов, выберите те, которые понравятся медведю, назовите, что вы выбрали и поставьте на доску. Садитесь и давайте проверим, все ли картинки вы правильно выбрали, а то медведь может обидеться.
Баба Яга. А я еще две картинки выбрала, ребята их почему-то не поставили на доску.
Логопед. Посмотрите, какие картинки выбрала Баба Яга, скажите они подходят? Ой, Баба Яга, ты ошиблась.
Баба Яга. Ладно, я возьму все картинки, что отобрали ребята, и отдам их медведю, посмотрите, он с картинками отошел в сторону, и теперь дорога свободна.
Ребята, кто там сидит? (собака) Что же случилось? Сейчас узнаем. Построили животные теремок, но не могут никак решить, кому на каком этаже жить.
Логопед. Пойдемте, надо им помочь. Игра "Новоселы" (трехэтажный дом с окнами – карманами, в которые помещают картинки с изображением животных). Для этого вам, ребята, надо поместить картинки с животными на этажи дома так, чтобы на первом этаже жили животные, в названии которых один слог, на втором – два слога, на третьем – три. Называете животного и говорите сколько слогов.
Баба Яга. Вот спасибо, помогли моим друзьям.
А там у нас живет дракон, пойдемте, я покажу. Он любит играть и любит, когда с ним обращаются ласково. Он предлагает вам поиграть с мячом.
Логопед. Мы с ребятами поиграем в игру "Назови ласково" и игру "Наоборот". А он посидит и посмотрит, как мы играем.
Баба Яга. Дракончику понравилось, как вы называли животных, и он хочет остаться с нами.
Посмотрите, какой грустный зайчик, наверное, у него неприятности. Сейчас узнаем. Зайчик никак не может подобрать предложения к картинкам.
Логопед. Ребята, помогите ему, пожалуйста. Еще зайчику надо расшифровать слова по первым буквам картинок, а у него ничего не получается. Молодцы, зайчик остался очень доволен.
Баба Яга. Посмотрите, кто пришел? (лисенок) Он без хвоста и просит помочь. Послушайте, что случилось, злой волшебник забрал у животных хвосты и теперь для того, чтобы их вернуть, надо правильно назвать, где чей хвост. И если вы им не поможете, то они навсегда останутся бесхвостыми.
Логопед. Поможем животным? Я буду по очереди показывать вам картинки, а вы называйте, чья голова и чей это хвост. Игра " Чей хвост, чья голова". Молодцы, справились с заданием, и теперь все хвосты вернутся к своим хозяевам. Посмотрите, у лисенка появился хвост. Молодцы, вы все правильно назвали.
Баба Яга. Ребята, поиграйте со мной в игру "Доскажи словечко". Я буду читать, а вам надо закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом .
Он соло пел среди ветвей, его прозвали …(соловей). Встает на заре, поет во дворе. На голове гребешок. Кто же это? (петушок) В подполье, в каморке, живет она в норке. Серая малышка. Зовут ее… (мышка). Серый волк в густом лесу встретил рыжую…(лису). Для птенцов и для зверят тоже нужен детский …(сад). В моем доме на окошке сидят серенькие …(кошки). Кто имеет один рог? Ну, конечно…(носорог).
Ой, спасибо, детки, порадовали вы меня, посмотрите, что в моей коробочке есть.
Логопед. Какая ты затейница, Баба Яга, да здесь лежат маленькие разноцветные мячики, а мы с ребятами знаем, как можно с ними играть. Хочешь мы и тебя научим, смотри (игра с мячиками).
- Ёж, а ёж, ты что колючий?
- Это я на всякий случай - Ёжик, спрячь свои иголки,
Знаешь, кто мои соседи? Мы же дети, а не волки.
Волки, лисы и медведи.
А еще в коробочке у Бабы Яги есть прищепки. Баба Яга, ты знаешь, что ими можно делать массаж? Посмотри, как ребята делают.
Если кто-то с места сдвинется,
на него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг – скок. Цап – царап.
Не уйдешь из наших лап.
В гостях мы с вами не только поиграли, но и помогли животным вернуть хвосты, помогли зайчику подобрать предложения к картинкам, научили петушка делать гимнастику. И теперь он громко кукарекает. Слышите?
Баба Яга. Спасибо, ребята! Сейчас я вас чаем напою, я и самовар уже поставила, пойду, принесу.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Берёзка"
Здоровьесберегающие элементы в системе коррекции речи
Составила:
Захаренко Н.В.,
учитель – логопед
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из основных задач коррекционо-логопедической работы с воспитанниками детского дома. Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и развитие речи, поэтому так важно на занятиях с детьми использовать физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые и подвижные игры, обучать детей самомассажу и т.д.
К сожалению, в наши дни у детей становится всё больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В нашем детском доме дети в основном с диагнозом общее недоразвитие речи и часть из них со стертой формой дизартрии. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно психической и познавательной деятельности, создаёт проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых.
Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток также и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена продуктивность запоминания, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
На основе анализа состояния здоровья детей с нарушениями речи наиболее часто отмечаются нервно-психические расстройства. У детей с общим недоразвитием речи речевые нарушения сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной систему, но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушении функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлением гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи. Поэтому в течение всего учебного года систематически использую в своей практической деятельности следующие здоровьесберегающие элементы:
1.Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях по рекомендациям Стрельниковой, дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи.
2.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц, участвующих в речевом процессе.
3.Упражнения для развития общей моторики обеспечивают развитие скоординированности движений, двигательной ловкости и активности, являющихся основой полноценного физического развития. Для этого проводятся игры с мячом: отбивание, перекидывание мяча. В середине занятия проводятся физминутки в игровой форме, связанные с темой занятия.
4. Упражнения для развития мелкой моторики. Работа по развитию мелкой моторики рук включает:
- пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры;
- графические диктанты для детей подготовительной группы и младших школьников, штриховка;
- рисование, лепка;
5. Развитие межполушарного взаимодействия. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы кинезиологических упражнений.
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
2.Кулак – ребро – ладонь. Три положение руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга.
3.Зеркальное рисование. Предложить ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки.
4.Комплекс упражнений, направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
6.Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Все упражнения просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошкамиками.
Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками; или шагает на месте, скандируя; или плавно дирижируя одной или двумя руками.
7.Су-джок терапия (су – кисть, ждок – стопа) последнее достижение восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это "дистанционное управление", созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Су – джок терапия – этовысокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Использование массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.
1.Дети поочередно надевают кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики.
2.Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.
3. Игры, упражнения, самомассаж с использованием пластмассовых бельевых прищепок разного цвета, желательно сопровождать веселыми рифмовками, стихами.
4.Массаж шестигранными карандашами: катание карандаша по столу каждым пальцем поочередно; пропускание карандаша между пальцами.
При проведении динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление. Подбор различных здоровьесберегающих элементов зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Таким образом, результатом целенаправленной коррекционной работы с использованием здоровьесберегающих элементов является то, что повышается уровень не только физического развития наших воспитанников, но и уровень речевого развития.