Конспект занятия
«Охраняемые объекты и животные Кузбасса»
Родина И.В.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
- познакомить с понятийным аппаратом по теме "Красная книга” на региональном компоненте;
- развивать интерес к природе Кемеровской области, познавательную активность, критичность мышления, внимательность;
- формировать умение работать в группах, выслушивать чужое мнение и принимать его.
Оборудование:
- карта Кемеровской области,
- индивидуальные контурные карты для учеников,
- кроссворды по числу четвёрок в классе,
- контуры заповедников (для работы на карте у доски и для каждого ученика),
- записи причин возникновения необходимости создания заповедников,
- Красная книга Кемеровской области или Красная книга России,
- карточки для игры в "Крестики – нолики”.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые коллеги !
Сегодня с нашими воспитанниками мы покажем Вам открытое занятие по теме «Охраняемые объекты и животные Кузбасса» из раздела- «Красная книга Кузбасса».
Для успешного проведения занятия повторим наш девиз :
Мы –умные! Мы –дружные !
Мы внимательные ! Мы старательные!
Мы всему научимся! Всё у нас получится!
Есть просто храм,
Есть храм
науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, Будь сердцем чуток,
Не оскверняй
его святынь.
— Предлагаю сегодня совершить очередное увлекательное путешествие в мир природы.
Для начала занятия вам нужно разгадать кроссворды
(Работа в группах)
— Отгадайте кроссворды. Ключевые слова и будут темой нашего урока.
Кроссворд №1 |
Кроссворд №2 |
1. От
охотников спасаясь 2. Впрок
маслят набрать стараюсь 3.
Непоседа пестрая, 4. Много
мастеров 5. На лугу
живет скрипач, 6. ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА = 7. Она,
как змейка, 8. Ползает
наоборот, |
1. Это что
за зверь лесной 2. Хвост
пушистый, мех золотистый, 3. В тесной избушке ткут холст старушки. 4. Не солнце, не огонь, а светит. 5. Сыт
бываю только летом, 6.
Красногрудый, чернокрылый, 7. Все
время стучит, деревья долбит. 8. ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА = 9. Она,
как змейка, 10.
Голубой аэропланчик |
|
|
— Какие слова получили?
Заповедник и Заказник
— Что такое заповедник? Заказник? Выскажите свои предположения.( Дети высказываются)
— Как вы думаете, для чего нужны заказники и заповедники?(мнения детей)
— А теперь послушаем как объясняются эти понятия в толковом словаре. двое детей заранее подготовили информацию:
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности .
Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.
— Чем отличается заповедник от заказника? ( Верно- заповедник намного больше по площади, чем заказник и в нём находится больше охраняемых объектов , как растений так и животных, и птиц.
— Почему стало необходимо охранять те или иные виды животных и растений?
(По мере называние причин они вывешиваются на доску).
неразумная охота;
уничтожение мест обитания;
загрязнение воды, почвы, воздуха;
неправильная хозяйственная деятельность человека;
неразумное собирание.
— Эти причины послужили предпосылками для создания заповедников и заказников. Первый заповедник был создан в 1832 году в Америке, там же в 1872 году была создана первая сеть заказников.
На территории Кемеровской области официально существует 19 особо охраняемых природных территорий:
- Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау”;
- Государственный природный "Шорский национальный парк”;
- 14 заказников;
- "Поднебесные Зубья” — особое лесничество;
- 2 памятника природы.
В настоящее время готовится материал об утверждении ещё 15 особо охраняемых природных территорий области.
— Сегодня мы с вами поговорим подробнее о заповедниках и заказниках Кемеровской области. Давайте на карте Кемеровской области покажем нахождение заповедника "Кузнецкий Алатау”. Я работаю на карте нашей области, а вы на контурных картах, которые лежат на ваших партах (рисунок 1).
Рисунок 1
( Воспитателем приготовлены контуры заповедников из красной цветной бумаги, именно их дети прикрепляют на карту в нужной области; такие же контуры есть и у учеников, они их приклеивают на своих картах).
— Как вы думаете, где он расположен? Кто мне поможет найти нужный район на карте? Молодцы.
— Вторая крупная охраняемая территория Кемеровской области – "Шорский национальный парк”. Где он расположен? Помогите мне правильно расположить на карте "Шорский национальный парк”. Судя по названию, эта охраняемая территория должна располагаться …
— Все согласны? Правильно! Молодцы!
— Обратите внимание на карты Кемеровской области, в которых вы сейчас работали, на них красным цветом выделены зоны, как вы думаете, что это?
— Правильно! Это расположение заказников. Давайте раскрасим их, какой цвет выберем? Почему?
— Мы с вами много раз за сегодняшний урок говорим "нужно охранять”, кто и что именно на территории Кемеровской области подлежит охране?
— Давайте вспомним, какие растения подлежат охране. На карте Кемеровской области, справа, есть окошечки и названия растений, ваша задача вклеить нужные картинки к названиям (рисунок 2).
Рисунок 2
(Один ученик работает у доски, остальные на местах).
- Венерин башмачок настоящий;
- Левзея, маралий корень;
- Пион уклоняющийся, Марьин корень;
- Рагульник плавающий, чилим;
- Кувшинка
белая.
(Один ученик работает у доски, остальные на местах).
- Венерин башмачок настоящий;
- Левзея, маралий корень;
- Пион уклоняющийся, Марьин корень;
- Рагульник плавающий, чилим;
- Кувшинка
белая.
ОТВЕТЫ.
Итог урока.
— Закончить урок я бы хотела словами Михаила Дудина:
Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!