Детский дом "Березка"
 Открытый урок

Конспект занятия

«Охраняемые объекты и животные   Кузбасса»

Родина И.В.

 

Цель:

Формирование бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • познакомить  с понятийным аппаратом по теме "Красная книга” на региональном компоненте;
  • развивать интерес к природе Кемеровской области, познавательную активность, критичность мышления, внимательность;
  • формировать умение работать в группах, выслушивать чужое мнение и принимать его.

Оборудование:

  • карта Кемеровской области,
  • индивидуальные контурные карты для учеников,
  • кроссворды по числу четвёрок в классе,
  •  контуры заповедников (для работы на карте у доски и для каждого ученика),
  • записи причин возникновения необходимости создания заповедников,
  • Красная книга Кемеровской области или Красная книга России,
  • карточки для игры в "Крестики – нолики”.

Ход урока.

Организационный момент.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые коллеги !

Сегодня с нашими воспитанниками  мы покажем Вам открытое занятие по теме «Охраняемые объекты и животные Кузбасса» из раздела- «Красная книга Кузбасса».

Для успешного проведения занятия повторим наш девиз :

Мы –умные!    Мы –дружные !

Мы внимательные !   Мы  старательные!

Мы всему научимся!    Всё у нас получится!

Есть просто храм,


Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

— Предлагаю сегодня совершить очередное увлекательное путешествие в мир природы.

Для начала занятия вам нужно разгадать кроссворды

(Работа в группах)

— Отгадайте кроссворды. Ключевые слова и будут темой нашего урока.

 

Кроссворд №1

Кроссворд №2

1. От охотников спасаясь
я лечу в знакомый лог.
Ноги задние бросаю
Впереди передних ног

2. Впрок маслят набрать стараюсь
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлычки.

3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

4. Много мастеров
Срубили избу без углов.

5. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

6. ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА =

7. Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.

8. Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней.

1. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.

3. В тесной избушке ткут холст старушки.

4. Не солнце, не огонь, а светит.

5. Сыт бываю только летом,
В час, когда малину рву.
И полгода без обедов
И без завтраков живу.

6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

7. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

8.  ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА =

9. Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.

10. Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.

 

 

— Какие слова получили?

Заповедник и Заказник 

— Что такое заповедник? Заказник? Выскажите свои предположения.( Дети высказываются)

— Как вы думаете, для чего нужны заказники и заповедники?(мнения детей)

А теперь послушаем как объясняются  эти понятия в толковом словаре. двое детей заранее подготовили информацию:

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности .

 Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

— Чем отличается заповедник от заказника? ( Верно- заповедник намного больше по площади, чем заказник и в нём находится больше охраняемых объектов , как растений так и животных, и птиц.

— Почему стало необходимо охранять те или иные виды животных и растений?

(По мере называние причин они вывешиваются на доску).

неразумная охота;

 

уничтожение мест обитания;

загрязнение воды, почвы, воздуха;

неправильная хозяйственная деятельность человека;

неразумное собирание.

 

— Эти причины послужили предпосылками для создания заповедников и заказников. Первый заповедник был создан в 1832 году в Америке, там же в 1872 году была создана первая сеть заказников.

На территории Кемеровской области официально существует 19 особо охраняемых природных территорий:

  • Государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау”;
  • Государственный природный "Шорский национальный парк”;
  • 14 заказников;
  • "Поднебесные Зубья” — особое лесничество;
  • 2 памятника природы.

В настоящее время готовится материал об утверждении ещё 15 особо охраняемых природных территорий области.

— Сегодня мы с вами поговорим подробнее о заповедниках и заказниках Кемеровской области. Давайте на карте Кемеровской области покажем нахождение заповедника "Кузнецкий Алатау”. Я работаю на карте нашей области, а вы на контурных картах, которые лежат на ваших партах (рисунок 1). 

Рисунок 1

  ( Воспитателем приготовлены контуры заповедников из красной цветной бумаги, именно их дети прикрепляют на карту в нужной области; такие же контуры есть и у учеников, они их приклеивают на своих картах).

— Как вы думаете, где он расположен? Кто мне поможет найти нужный район на карте? Молодцы.

— Вторая крупная охраняемая территория Кемеровской области – "Шорский национальный парк”. Где он расположен? Помогите мне правильно расположить на карте "Шорский национальный парк”. Судя по названию, эта охраняемая территория должна располагаться …

— Все согласны? Правильно! Молодцы!

— Обратите внимание на карты Кемеровской области, в которых вы сейчас работали, на них красным цветом выделены зоны, как вы думаете, что это?

— Правильно! Это расположение заказников. Давайте раскрасим их, какой цвет выберем? Почему?

— Мы с вами много раз за сегодняшний урок говорим "нужно охранять”, кто и что именно на территории Кемеровской области подлежит охране?

— Давайте вспомним, какие растения подлежат охране. На карте Кемеровской области, справа, есть окошечки и названия растений, ваша задача вклеить нужные картинки к названиям (рисунок 2).

 Рисунок 2

(Один ученик работает у доски, остальные на местах).

  • Венерин башмачок настоящий;
  • Левзея, маралий корень;
  • Пион уклоняющийся, Марьин корень;
  • Рагульник плавающий, чилим;
  • Кувшинка белая.

(Один ученик работает у доски, остальные на местах).

  • Венерин башмачок настоящий;
  • Левзея, маралий корень;
  • Пион уклоняющийся, Марьин корень;
  • Рагульник плавающий, чилим;
  • Кувшинка белая.
Рисунок 3

ОТВЕТЫ.

Итог урока.

— Закончить урок я бы хотела словами Михаила Дудина:

Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

Пятница, 20.06.2025, 22:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025